Первый зал

Первый зал музея посвящен истории Военно-морского флота России. И в частности, истории Балтийского флота, который является родоначальником всех флотов страны.
Большую помощь в формировании экспозиции оказал Музей Балтийского флота, предоставивший часть своих экспонатов на выставку.

«Орел» - первый русский военный корабль.


Русские люди издревле славились как искусные мореплаватели и кораблестроители. Но на протяжении истории в силу ряда причин Россия на долгое время утратила выход к морям.
Первым попытку вернуть России выход к морскому побережью предпринял Иван Грозный, который в 1558 году начал Ливонскую войну.
Он же предпринял первую попытку создания военно-морского флота.
В 1570 году  датский купец и мореход Карстен Роде получил от Московского царя патент на ведение каперского промысла против кораблей тех стран, с которыми воевала Россия. После поражения в Ливонской войне Россия вновь потеряла выходы к  морскому побережью, но прекратила попыток их возврата. Одновременно не прекращались попытки строительства военных кораблей. В 1669 году в селе Дединово под Москвой по указу царя Алексея Михайловича был построен корабль «Орел», который принято считать первым русским военным кораблем.

Ботик Петра Великого, на котором царевич начинал постигать азы морского дела.
Был найден в имении Никиты Юрьевича Романова – дяди Петра I – в селе Измайлово под Москвой. Сам Петр I назвал его « Дедушкой русского флота».
Оригинал ботика установлен по указу Петра Великого в Петропавловской крепости г. Санкт-Петербург.

Ботик Петра I

Русские военные моряки прославились не только ратными подвигами. Они внесли большой вклад в мировую науку.
Еще в 18 в. русские мореходы исследовали арктическое побережье Сибири. А экспедиция В.Беринга открыла пролив между Азией и Америкой. В конце 18 в. на побережье Америки в Аляске появляются первые русские поселения.
В 1803 г. корабли «Надежда» и «Нева»  под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского начали первое в истории русского флота кругосветное плавание. Они обогнули побережье Европы, Африки и Азии и вышли к побережью Камчатки (Крузенштерн) и к русским владениям в Америке  (Лисянский). В1806 г. корабли вернулись в Кронштадт.
В этой экспедиции участвовал
Ф.Ф. Беллинсгаузен. Именно ему и
М. П. Лазареву предстояло стать первыми русскими «Колумбами». 16 января 1820 г. русские корабли «Восток» и «Мирный» первыми в мире подошли к берегам Антарктиды, открыв шестой континент планеты.

Крузенштерн И.Ф. (слева), Лисянский Ю.Ф. (справа)
Атлас с картой, изображающей Российскую империю во 2-й пол. XIX века (в центре)

Крейсер «Варяг» прославился в Русско-японскую войну 1904-05 годов. Экипаж корабля героически сражался с японской эскадрой недалеко от корейского порта Чемульпо и, отказавшись сдать свой крейсер врагу, после боя затопил его.

Легендарный крейсер русского военно-морского флота «Варяг» (вверху),

элементы морского обмундирования (внизу).

Бескозырка с ленточкой и тельняшка являются более 100 лет неизменным атрибутом отечественного военно-морского флота. В годы Великой Отечественной войны многие моряки сошли с кораблей на берег и воевали на сухопутных фронтах. Но как знак своей принадлежности к флоту они сохранили эти атрибуты. Часто они шли в рукопашный бой в тельняшках и бескозырках, наводя страх на врага.